пятница, 26 октября 2012 г.

Свобода передвижения

    Сегодня утром спешу на работу, как обычно, пробегая по хорошо знакомым местам: все те же кафэ, со своими утренними посетителями (их бывает немного и я знаю их в лицо), те же витрины, озобоченные утренними хлопотами прохожие. И вдруг что-то выбилось из канвы повседневных образов. На скамейке под деревом сидел молодой человек (лица его я не видела, но весь его образ излучал позитив) с нетбуком на коленях и велосипедом, припаркованным рядом со скамейкой. Я подумала, что это и есть воплощение свободы.


    Свобода. Мы так много с энтузиазмом говорим о свободе: свободе выбора, свободе слова, независимости нашей страны, в конце концов. Но, как мне кажется, чтоб быть действительно свободным нужно иметь свободу передвижения. Посудите сами, у сидящего за решеткой может быть свобода слова - говори, что вздумается, кричи на всю камеру - станет ли он от этого свободнее? Вряд ли, пока он не имеет свободы передвижения, он не свободен. Со свободой передвижения в Армении очень сложно. Для того, чтобы поехать за рубеж, среднестатистическому армянину придется копить на билет в один конец несколько лет, а потом еще несколько лет на билет обратно (может поэтому многие уезжают и не возвращаются, не хватает терпения копить на обратный билет). Гораздо меньше времени потребуется, чтоб скопить на проживание в принимающей стране, это относится практически к любой стране. Отдохнуть на Родине тоже не так уж и просто. Для этого удовольствия придется откладывать весь год и если повезет, то вам удастся скопить на неделю, при условии, если, конечно, цены вдруг не поднимутся. Так и живем в этом переменчивом мире, безуспешно пытаясь отложить деньги на свободу, по крайней мере в одном из её проявлений. Многие расплачиваются долгосрочными кредитами за право обладания свобой, которая не роскошь, а всего лишь автомобиль. Но мало кто думает о таком экономном, удобном и мобильном средсве как велосипед. Я у многих спрашивала, не предпочли бы они ездить на велосипеде? Реакция была отрицательная. Многие порадовались, представив себя подъезжающими к месту назначения, комментируя это известной цитатой: "Пять минут позора - и ты на работе". Другие вполне резонно отметили, что Ереван не приспособлен для этого транспорта. Нет специальных мест, дорог. Это очень опасный способ передвижения - машина собьет, сам будешь виноват - "куда полез".  Есть и те, кто признает, что физически не подготовлен к таким поездкам. Результат один: мы платим за бензин, стоим и нервничаем в пробках, дышим выхлопными газами и очень мало двигаемся. Может наш менталитет не позволяет нам быть свободными? Потому что даже при наличии удобных велосипедных дорожек общая масса народа не сядет на велосипед и не поедет на работу.Что это  - менталитет, комплексы? Но пока мы не можем быть мобильними (я говорю не только о физической мобильности, но и ментальной), мы не будем по-настоящему свободными. Что на меня произвело впечатление в Стокгольме (в том числе и это), так это депутаты, приезжающие на работу в Парламент на велосипедах. Вообще, для Европы велосипед - естетсвенное составляющее городской жизни. У нас пока не так. Нет, я не предлагаю пересадить наших депутатов на велосипеды, но пересмотреть свое отношение к этому виду транспорта стоит. Может мы станем свободнее...

P.S. Очень порадовали велосипедные дорожки, нарисованные в центре. Их пока ооооочень мало, и нет гарантии, что эту краску будут обновлять. Но если будут рисовать новые дорожки, может наши внуки начнут к ним привыкать и со временем перестанут относиться к велосипеду, как к позорному или опасному средству передвижения.  

1 комментарий:

  1. Очень печально осозновать самые простые истины. Хотя свобода и велосипеды нникогда не вздумалось связать. В конечном итоге отвечу словами Гашека: " Народу нельзя подарить свободу если он не свободен изнутри".
    А так очень интересно все написано

    ОтветитьУдалить

Принцы, где вы?

Да, Золушки уже на те... Да и принцы не очень торопятся ))