Мы любим говорить о том, кто может
быть армянином из ныне известных людей, какие у кого корни. Но иногда
просто неплохо бы помнить своих соотечественников, которые многое
сделали для своего народа и своей страны, но, к сожалению, практически
неизвестны молодежи. Ура-патриотические слова - возможно, но об этом
человеке я все же напишу, может кто-то прочтет и вспомнит о нем, а
кто-то - узнает.
Архиепископ Месроп Тер-Мовсисян - часть нашей истории, человек сложной
судьбы, оставшийся верным самому себе и своему народу в эпоху крушения
национальных ценностей.
Сила воли, цельность характера, стойкость, целеустремленность и высокая
эрудиция позволили ему преодолеть все перипетии жизни и достичь немалых
успехов, стать видным деятелем Армянской Церкви, армянской культуры,
науки. Только тот факт, что он был одним из основоположников
Матенадарана и стоял у истоков Ереванского государственного университета
дает ему право остаться в памяти потомков. Однако, его имя мало
известно в широких кругах.
В самом начале биографической брошюры Армана "Месроп Магистрос",
опубликованной в Тифлисе в 1911 году, есть строки: "Он (Месроп
Тер-Мовсисян) относится к числу тех образованных духовных лиц, которые
деятельны и полны энтузиазма, но никогда не трубят миру о том, что
делают".
Энтузиазм и
энергия действительно были во многом определяющими факторами в жизни
Парсадана (таким было мирское имя Месропа Тер-Мовсисяна до пострига в
1893 году). Именно эти качества, а также жажда знаний привели его из
села Шикагох Зангезурского уезда, где он родился в мае 1865 года в семье
священника, в Шушинскую духовную семинарию, оттуда в Тифлисскую школу
Нерсисян, а потом в 1887 году в Дерптский университет, где учился по
специальности "" классическая филология". В 1891 году, после окончания
университета с золотой медалью, он уехал для продолжения образования в
Вену, а потом в Париж. В 1893 году был возведен в сан Вардапета.
В течение 6 лет он был преподавателем, инспектором церковно-приходских
училищ Эриванской епархии, инспектором Шушинской духовной семинарии, но
все это не удовлетворяло его деятельную натуру. В 1902 году он
отправился в Санкт-Петербург, где защитил диссертацию на тему "История
перевода Библии на армянский язык" и получил степень магистра армянской
словесности, после чего его стали называть Магистрос.
С 1906 года Месроп Магистрос приступил к работе в Матенадаране в
качестве директора (Матенадаранапет). Он пополнял библиотеку, собирая
рукописи в монастырях, привозя их из других городов. Благодаря его
усилиям в Эчмиадзине было построено специальное здание, куда в 1912 году
были перенесены все рукописи. Много позже эти ценности перевезут в
Ереван. Здесь в Матенадаране сейчас хранятся многие книги и рукописи
самого Месропа Тер-Мовсисяна.
Деятельность Магистроса была многогранна - научная и церковная,
общественная и политическая. Он был переводчиком Католикоса Хримяна (об
этом периоде Тер-Мовсисян повествует в монографии "Путешествие Его
Святейшества Католикоса Всех Армян Мкртича I из Иерусалима в
Эчмиадзин"). Очень важна роль Месропа в налаживании отношений Русской и
Армянской церквей.
Свои дипломатические способности он проявил и в 1904 году, когда по его
инициативе начали открываться приходские учебные заведения (о чем он
ходатайствовал в Министерстве просвещения, и в этом вопросе ему
поддержал Воронцов-Дашков) и возвращаться церковное и монастырское
имуществ, отобранное у Армянской Церкви царским правительством.
Как хорошего дипломата и просто человека, любящего свой народ,
Католикос Мкртич I Хримян направил Месропа в Нахичеван и Зангезурский
уезд для организации помощи армянам, пострадавшим от погромов и
успокоения населения. Позже,в качестве представителя Католикоса, он
вошел в комиссию, занимающуюся разработкой программы для церковных школ,
был членом Эчмиадзинского синода, а в 1909 году возведен в сан
епископа.
Его
патриотизм особенно ярко проявился во время Первой мировой войны, когда
Месроп занимался созданием армянских добровольческих отрядов, сам бывал
на фронте и собирал деньги для бойцов, раненых и беженцев. Позже он
собирал пожертвования для потрадавших от землетрясния. В эти годы
(1922-1931гг.) он возглавлял Персидско-Индийскую епархию Армянской
Церкви.
При этом всегда и
неизменно он занимался наукой. Многолетние исследования древнеармянских
рукописей в библиотеках Лондона, Берлина, Венеции и Иерусалима вылилось
в систематизированный каталог, содержащий описание 23500 рукописей.
Одна же из основных его работ так и не была опубликована - это
многотомная история армянского народа, с которой он знакомился не только
по книгам, но и принимая непосредственное участие в раскопках развалин
церкви Св.Григория Просветителя (Звартноц), проводимых экспедицией
Хачика Дадьяна. О результатах этой работы можно узнать из его книги
"Раскопки развали церкви Св.Григория близ Эчмиадзина" (1903 год). Он
также принимал участие в восхождении на Арарат.
В общей сложности, Месропом Тер-Мовсисян было написано более 130
научных работ. Печатались они на разных языках в Вене, Петербурге,
Иерусалиме. Сам Магистрос в совершенстве владел несколькими языками.
Среди сделанных им переводов - перевод Библии на современный армянский
язык; интересна также переведенная им книга немецкого историка
Г.Гельцера "История византийских императоров", повествующая о
византийских императорах армянского происхождения (приятно, когда о
происхождении говорим не мы сами, а представители других народов).
Своими знаниями Магистрос делился со студентами Ереванского
университета, где был первым деканом историко-филологического
факультета, а также университета в Гюмри, где был профессором древней
армянской литературы.
Месроп Тер-Мовсисян вел активную, деятельную жизнь. Он был
требовательным не только к окружающим, но в первую очередь к себе. Его
честность и принципиальность не позволили ему мириться с
несправедливостью во всех её проявлениях, и он остро переживал
сталинские репрессии и гонения. В 1938 году он отрекся от сана.
Верховный духовный совет вынес решение:
"1. Лишить архиепископа Месропа, духовного сана и звания по его просьбе и перевести в сан разночинцев.
2. Исключить его из рядов братии Эчмиадзинского монастыря".
После отречения он жил в Ереване, в квартире по улице Московян, где одна комната была полностью заставлена книгами и стоял письменный стол. В июне 1939 года он скончался и был
похоронен как мирянин и забыт на долгие годы.
Спустя много лет, в 1989 году, по распоряжению Католикоса Всех Армян
Вазгена I, Месроп Тер-Мовсисян был перезахоронен на территории храма
Гаянэ в Эчмиадзине, куда сегодня могут прийти его потомки и отдать дань
уважения человеку, патриоту и ученому.
Комментариев нет:
Отправить комментарий