История одной жизни

​ Мы любим говорить о том, кто может быть армянином из ныне известных людей, какие у кого корни. Но иногда просто неплохо бы помнить своих соотечественников, которые многое сделали для своего народа и своей страны, но, к сожалению, практически неизвестны молодежи. Ура-патриотические слова - возможно, но об этом человеке я все же напишу, может кто-то прочтет и вспомнит о нем, а кто-то - узнает.

  Архиепископ Месроп Тер-Мовсисян - часть нашей истории, человек сложной судьбы, оставшийся верным самому себе и своему народу в эпоху крушения национальных ценностей.

   Сила воли, цельность характера, стойкость, целеустремленность и высокая эрудиция позволили ему преодолеть все перипетии жизни и достичь немалых успехов, стать видным деятелем Армянской Церкви, армянской культуры, науки. Только тот факт, что он был одним из основоположников Матенадарана и стоял у истоков Ереванского государственного университета дает ему право остаться в памяти потомков. Однако, его имя мало известно в широких кругах.
    В самом начале биографической брошюры Армана "Месроп Магистрос", опубликованной в Тифлисе в 1911 году,  есть строки: "Он (Месроп Тер-Мовсисян) относится к числу тех образованных духовных лиц, которые деятельны и полны энтузиазма, но никогда не трубят миру о том, что делают".
     Энтузиазм и энергия действительно были во многом определяющими факторами в жизни Парсадана (таким было мирское имя Месропа Тер-Мовсисяна до пострига в 1893 году). Именно эти качества, а также жажда знаний привели его из села Шикагох Зангезурского уезда, где он родился в мае 1865 года в семье священника, в Шушинскую духовную семинарию, оттуда в Тифлисскую школу Нерсисян, а потом в 1887 году в Дерптский университет, где учился по специальности "" классическая филология". В 1891 году, после окончания университета с золотой медалью, он уехал для продолжения образования в Вену, а потом в Париж. В 1893 году был возведен в сан Вардапета.
    В течение 6 лет он был преподавателем, инспектором церковно-приходских училищ Эриванской епархии, инспектором Шушинской духовной семинарии, но все это не удовлетворяло его деятельную натуру. В 1902 году он отправился в Санкт-Петербург, где защитил диссертацию на тему "История перевода Библии на армянский язык" и получил степень магистра армянской словесности, после чего его стали называть Магистрос.
    С 1906 года Месроп Магистрос приступил к работе в Матенадаране в качестве директора (Матенадаранапет). Он пополнял библиотеку, собирая рукописи в монастырях, привозя их из других городов. Благодаря его усилиям в Эчмиадзине было построено специальное здание, куда в 1912 году были перенесены все рукописи. Много позже эти ценности перевезут в Ереван. Здесь в Матенадаране сейчас хранятся многие книги и рукописи самого Месропа Тер-Мовсисяна.
    Деятельность Магистроса была многогранна - научная и церковная, общественная и политическая. Он был переводчиком Католикоса Хримяна (об этом периоде Тер-Мовсисян повествует в монографии "Путешествие Его Святейшества Католикоса Всех Армян Мкртича I из Иерусалима в Эчмиадзин"). Очень важна роль Месропа в налаживании отношений Русской и Армянской церквей.
    Свои дипломатические способности он проявил и в 1904 году, когда по его инициативе начали открываться приходские учебные заведения (о чем он ходатайствовал в Министерстве просвещения, и в этом вопросе ему поддержал Воронцов-Дашков) и возвращаться церковное и монастырское имуществ, отобранное у Армянской Церкви царским правительством.
    Как хорошего дипломата и просто человека, любящего свой народ, Католикос Мкртич I Хримян направил Месропа в Нахичеван и Зангезурский уезд для организации помощи армянам, пострадавшим от погромов и успокоения населения. Позже,в качестве представителя Католикоса, он вошел в комиссию, занимающуюся разработкой программы для церковных школ, был членом Эчмиадзинского синода, а в 1909 году возведен в сан епископа.
    Его патриотизм особенно ярко проявился во время Первой мировой войны, когда Месроп занимался созданием армянских добровольческих отрядов, сам бывал на фронте и собирал деньги для бойцов, раненых и беженцев. Позже он собирал пожертвования для потрадавших от землетрясния. В эти годы (1922-1931гг.) он возглавлял Персидско-Индийскую епархию Армянской Церкви.
  При этом всегда и неизменно он занимался наукой. Многолетние исследования древнеармянских рукописей в библиотеках Лондона, Берлина, Венеции и Иерусалима вылилось в систематизированный каталог, содержащий описание 23500 рукописей. Одна же из основных его работ так и не была опубликована - это многотомная история армянского народа, с которой он знакомился не только по книгам, но и принимая непосредственное участие в раскопках развалин церкви Св.Григория Просветителя (Звартноц), проводимых экспедицией Хачика Дадьяна. О результатах этой работы можно узнать из его книги "Раскопки развали церкви Св.Григория близ Эчмиадзина" (1903 год). Он также принимал участие в восхождении на Арарат.
    В общей сложности, Месропом Тер-Мовсисян было написано более 130 научных работ. Печатались они на разных языках в Вене, Петербурге, Иерусалиме. Сам Магистрос в совершенстве владел несколькими языками. Среди сделанных им переводов - перевод Библии на современный армянский язык; интересна также переведенная им книга немецкого историка Г.Гельцера "История византийских императоров", повествующая о византийских императорах армянского происхождения (приятно, когда о происхождении говорим не мы сами, а представители других народов).
   Своими знаниями Магистрос делился со студентами Ереванского университета, где был первым деканом историко-филологического факультета, а также университета в Гюмри, где был профессором древней армянской литературы.
    Месроп Тер-Мовсисян вел активную, деятельную жизнь. Он был требовательным не только к окружающим, но в первую очередь к себе. Его честность и принципиальность не позволили ему мириться с несправедливостью во всех её проявлениях, и он остро переживал сталинские репрессии и гонения. В 1938 году он отрекся от сана. Верховный духовный совет вынес решение: 
"1. Лишить архиепископа Месропа, духовного сана и звания по его просьбе и перевести в сан разночинцев. 
2. Исключить его из рядов братии Эчмиадзинского монастыря".
    
    После отречения он жил в Ереване, в квартире по улице Московян, где одна комната была полностью заставлена книгами и стоял письменный стол. В июне 1939 года он скончался и был похоронен как мирянин и забыт на долгие годы.
     Спустя много лет, в 1989 году, по распоряжению Католикоса Всех Армян Вазгена I, Месроп Тер-Мовсисян был перезахоронен на территории храма Гаянэ в Эчмиадзине, куда сегодня могут прийти его потомки и отдать дань уважения человеку, патриоту и ученому.

Комментарии

Популярные сообщения